Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРОДИОН
26, С. 663-665 опубликовано: 11 апреля 2016г.


Содержание

ИРОДИОН

(Жураковский [Жураховский] Иван; † 18.09.1735 (по др. данным, окт. 1736), Межигорский в честь Преображения Господня монастырь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Происходил из шляхетского рода герба Сас, основателем к-рого в XVII в. был сосницкий сотник Михаил Жураковский.

Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА)
Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА)

Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА)

В нач. 80-х гг. XVII в. окончил Киево-Могилянскую коллегию, принял постриг в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре, в 1685 г. был рукоположен во диакона, в 1687 г.- во иерея. В нач. 1688 г. возглавил посольство к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) для подтверждения права Межигорской обители на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, И. ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. И. пребывал в Москве для «испрошения» милостыни. В 1708 г. И. в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю. В итоге казаки, называвшие И. шпионом и пригрозившие сжечь его в смоляной бочке, разорвали отношения с Межигорским монастырем. В качестве награды за участие в посольстве «к войску низовому Запорожскому» по личному распоряжению Петра I И. был возведен в сан архимандрита (6 янв. 1709), а Межигорский монастырь признан архимандритией. 11 марта 1710 г. по ходатайству И. Петр I пожаловал обители статус ставропигии, отобранный в 1703 г. Указом Святейшего Синода от 1 июня 1722 г. этот статус был подтвержден. Впосл. И. участвовал в погребении благоволившего к нему имп. Петра I. В 1714 г. И. был пожалован селами Русановом, Плоским и мельницами, доходы от которых поступали в казну монастыря. Кроме того, на свои средства он приобрел хутор с 2 мельницами и винокурней в 7 верстах от Межигорского монастыря. После пожара, случившегося в обители 21 авг. 1717 г., И. в апр. 1721 г. испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на мон-рь. В том же году И. получил по завещанию скончавшегося Смоленского митр. Варлаама (Коссовского) его «шапку красную архиерейскую» 1711 г. (ОДДС. Т. 1. С. CXLII).

В 1721 г. И. был избран кандидатом на Киевскую митрополию, однако Синод назначил на это место Варлаама (Вонатовича); с этого времени установился порядок поставления архиереев на Киевскую кафедру Святейшим Синодом. 3 мая 1722 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского и возведен в сан архиепископа. Для перевозки имущества в Черниговскую епархию испросил 40 подвод, о чем 25 июля того же года был послан особый указ Синода Ямскому приказу.

Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ)
Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ)

Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ)

И. способствовал повышению уровня образованности духовенства, настаивал на необходимости получения образования для кандидатов в священники. 4 дек. 1722 г. он издал окружную грамоту об обязательном обучении грамоте детей священнослужителей, а также об избрании и о назначении на священнические и диаконские места мирских лиц, способных к духовному служению. Особую заботу И. проявлял о Черниговском коллегиуме. При участии И. Феофан Жолтовский в 1726 г. составил для коллегиума курс риторики и диалектики «Domus Tullianae eloquentiae quattuor fundamentis confirmata columnis gradibus [que] adornata secundum doctrinam et praecepta eximiorum datorum ad captum et formam faciliorem neorhetorum habitatoribus sub directione illustrissimi Irodionis Zurakowski episcopi Czernihoviensis Novogrodensis totiusque Severiae aedificata anno 1726 Septembris 30» (НБУВ ИР. Ф. 312. № 684/п484). В 1728 г. И. доносил Синоду, что в черниговских школах обучались 257 чел., причем «господские дети» получали содержание «от своих домов», а неимущие - от монастырей и с церковных земель.

Под наблюдением И. в Стародубье с 1722 г. занимался розыском и увещеванием старообрядцев его ближайший помощник иером. Иосиф (Решилов). По сложившейся традиции в Черниговской епархии продажа свечей находилась в ведении жен и вдов священников, И. настоял на сохранении этого порядка, особенно важного для материальной поддержки вдов, которые, по его словам, «не имеют чим питатися» (ОДДС. Т. 1. С. 120-121). Исполняя указ Синода от 30 окт. 1723 г. о предоставлении находившихся в храмах «привесов, для отобрания редких и любопытных вещей», И.- один из немногих иерархов - в июне 1724 г. отправил в Синод опись всех привесов с икон из храмов Черниговской епархии. Среди них драгоценных камней и «куриозных вещей», писал И., «не приискалося» (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 110). В 20-х гг. XVIII в. Черниговской типографии грозили штраф и закрытие за то, что книги из типографии не присылались в Синод для получения разрешения на их издание. Защищая руководство типографии, И. пояснил, что там после введения контроля со стороны Синода не было издано ни одной книги, после чего ему удалось возобновить печать церковных книг в типографии.

Деятельность И., его резкий характер вызывали недовольство со стороны мн. современников, у него случались конфликты с представителями местного духовенства, в частности с архим. Нилом (Березовским), настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, а также со светскими властями. 11 авг. 1725 г. И. сообщил в Синод о злоупотреблениях с церковными землями в его епархии: священники и ктиторы с помощью подлогов распродали церковные земли, мельницы, озера с сенными покосами, казаки поселили на архиерейских землях своих бобылей. Рассмотрев сообщение И., Синод постановил все вопросы передать на рассмотрение Малороссийской коллегии, проданные земли, мельницы и прочее вернуть в собственность Церкви (ПСПиР. Т. 5. С. 164-165).

Архиерей старался устранить излишнее влияние светских лиц на церковные дела. Писал жалобы о притеснении духовенства, в которых утверждал, что «честь архиерейская в Малой России дешева». В 1730 г. И. совместно с Переяславским еп. Иоакимом (Струковым) подал жалобу в Синод на гетмана Д. П. Апостола, обложившего духовенство новыми поборами и через своих полковников и сотников вмешивавшегося в церковные дела. Др. послание было подписано И., 2 архимандритами, 6 игуменами, протопопом, 4 священниками; они жаловались, что «мимо его преосвященства старшини здешние мирские иним нам делают молебни отправлять, иних по делам своим влекут к советам в канцелярии по земским делам, которие до нас не надлежат, со всех же обще требуют зборов, и иная исполняти повелевают на немалое наше затруднение, и против прежняго в знатную обиду». В тексте содержалась просьба, чтобы впредь «мирским властем мимо Синода и архиерея не ведать» местным духовенством. Еще одно прошение черниговское духовенство подало на имя имп. Петра II. 13 авг. 1731 г. Синод рассматривал письма гетмана Апостола, а также жалобы и челобитные на И. о чинимых им «обидах и налогах». В результате разбирательства Синод постановил отозвать архиепископа в Киев, копии жалоб отправить для проведения следствия игум. Иосифу (Волчанскому) и кафедральному архидиак. Феофану Трофимовичу. 24 апр. 1732 г. И. в связи с состоянием здоровья разрешили остаться в Чернигове, взяв письменное свидетельство того, что он не будет чинить препятствия следствию. В ходе следствия рассматривались жалобы местного духовенства и «обывателей и некоторой старшины» друг на друга (Там же. Т. 7. С. 467-470). Выяснилось, что за различные проступки в своей епархии И. подверг церковному отлучению несколько десятков человек. Впосл. Синод пересмотрел эти дела и 19 сент. 1735 г. снял отлучение, признав, что наказанные «страждут за единые точию партикулярные между собою ссоры, а не за иные какие толикой казни достойные правильные вины».

Указом имп. Анны Иоанновны от 19 июля 1733 г. и решением Синода от 28 июля 1733 г. И. был уволен от управления Черниговской епархией в связи с преклонным возрастом и болезнями и определен в Межигорский мон-рь, архимандриту и братии к-рого полагалось «чинить его преосвященству… достодолжное почтение и послушание, яко настоятелю своему». Однако И. не переехал в Межигорский мон-рь и продолжал управлять епархиальными делами. 2 авг. 1734 г. Синод повелел членам Черниговской консистории архиепископа «выслать в самой скорости, не взирая ни на какие его преосвященства отговорки и упрямство и властолюбие, не дая ему ничего тамошнего архиерейского казенного». До прибытия в епархию нового архиерея все епархиальные дела поручалось решать членам консистории. В это время из-под власти крымских ханов в подданство российских императоров вернулись запорожцы. Находясь в Чернигове, 16 июля 1734 г. И. отправил письмо кошевому атаману И. А. Малашевичу с предложением, чтобы Запорожская Сечь вновь стала парафией Межигорского мон-ря. После непродолжительной переписки между запорожцами, И., Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) и киевским ген.-губернатором И. Вейсбахом дело решилось в пользу Межигорского монастыря, откуда весной 1735 г. в Запорожье отправился иером. Павел (Маркевич), назначенный настоятелем сечевой Покровской ц.

В итоге И. удалился на покой в Межигорскую обитель. Ему было указано не брать с собой никакого имущества из Черниговской епархии, «кроме келейного своего скарба» (Там же. Т. 8. С. 120-121, 253-255). Новый Черниговский архиерей, архиеп. Иларион (Рогалевский), обвинил И. в том, что при переселении он «забрал с собою многие катедральные церковные и домовые вещи», в т. ч. облачения из архиерейской ризницы, украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями, а также епархиальные деньги. Архиеп. Иларион безуспешно требовал от И. вернуть вывезенное «казенное имение». Перед кончиной И. не составил письменного завещания, но устно повелел передать все свое имущество и часть денег Межигорскому мон-рю, а др. часть раздать на помин души архиереям и настоятелям мон-рей. 100 золотых червонцев он завещал отроку Артемию, воспитывавшемуся при нем сироте. В небольшой б-ке И. имелось 59 книг, в т. ч. 6 рукописных. По поручению имп. Анны Иоанновны уже после кончины И., в 1736-1739 гг., Киевский архиеп. Рафаил (Заборовский) проводил разбирательство о его имуществе, а также о землях, мельницах и дворах, якобы незаконно отнятых архиереем у полковников и прочих лиц. В результате часть имущества (золотую панагию с алмазами, 2 саккоса, омофор, мантию) архиеп. Рафаил вернул Черниговскому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 15. С. 537-551).

Отпевание и погребение И. в Межигорском мон-ре совершил архиеп. Рафаил в сослужении Коринфского митр. Митрофана и киевского духовенства. Согласно монастырской описи 1777 г., портрет И. висел в монастырском Преображенском соборе рядом с портретами блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, патриарха Иоакима, имп. Елизаветы Петровны и наследника вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III).

Ист.: ОДДС. Т. 1-15; Архiв Коша Новоï Запорозькоï Сiчi: Корпус док-тiв: 1734-1775. К., 1998. Т. 1. С. 105-120; Унiверсали Iвана Мазепи: 1687-1709 / Упоряд.: I. Бутич. К.; Львiв, 2002. Кн. 1. С. 162-163; Гетман Иван Мазепа: Док-ты из арх. собраний С.-Петербурга / Сост.: Т. Г. Таирова-Яковлева. СПб., 2007. Вып. 1. С. 165-166.
Лит.: Ист. сведение о бывш. ставропигиальном Киево-Межигорском мон-ре. К., 1830. С. 13; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 295; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861. С. 67-79; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 75-89; он же. Обзор. 1884. С. 299-300; Строев. Списки иерархов. Стб. 25, 510; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1904. Вып. 3. С. 288-289; П[архомен]ко Вл. К истории взаимных отношений малорос. светских и духовных властей в XVIII в. // Киев. старина. 1906. Т. 92. Кн. 1. Отд. 2. С. 11-12; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982. С. 146-147; Травкiна О. I. Чернiгiвський колегiум (1700-1786). Чернiгiв, 2000; Андрущенко М. В. Журакiвський Iван // Києво-Могилянська академiя в iменах, XVII-XVIII cт.: Енцикл. вид. К., 2001. С. 210; Кузьмук О. С. «Козацьке благочестя»: Вiйсько Запорозьке Низове i киïвськi чоловiчi монастирi в XVII-XVIII ст.: Еволюцiя взаємовiдносин. К., 2006. С. 52-54, 59; он же. Ставропiгiйний статус Межигiрського монастыря у XVII-XVIII cт. // Болховiтiновський щорiчник, 2009 / Вiдповiд. ред.: К. К. Крайнiй; наук. ред.: В. В. Ластовський. К., 2010. С. 9-37.
А. С. Кузьмук, О. Б. Прокопюк

Иконография

Сохранился парадный ростовой портрет И. 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ; см.: Украïнський портрет ХVI-XVIII ст.: Кат.-альбом / Авт.-укл.: Г. Белiкова, Л. Членова. К., 2004. С. 182. № 169). Архиерей написан в интерьере возле стола со стоящим распятием, с Евангелием и раскрытой книгой, слева за окном пейзаж. И. представлен вполоборота вправо, в архиерейской мантии и омофоре, в митре с херувимами, на груди - крест, в правой руке - жезл без сулока. У него крупные черты лица, седые волосы и разделенная надвое окладистая борода. Под изображением полоса с краткими биографическими сведениями. В собрании НКПИКЗ хранится также поясной портрет И. XIX в. Известно, что в 70-х гг. XIX в. изображение И. находилось в конгрегационном зале КДА (Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 11; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293-294).

Э. П. И.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Черниговская и Новгород-Северская епархия Украинской Православной Церкви (1640-е - XVII; с 31 мая 2007) (см. также Черниговская и Рязанская; Черниговская; Черниговская и Брянская; Черниговская и Рязанская; Черниговская и Нежинская) Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Иродион (Жураковский [Жураховский] Иван; † 1735 (по др. данным, 1736), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский
См.также:
АМВРОСИЙ (Поликопа Андрей Яковлевич; род. в 1943), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский
ГЕОРГИЙ (Дашков; † 1739), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский
ДИМИТРИЙ (Ковальницкий Михаил Георгиевич; 1839 - 1913), архиеп. Херсонский и Одесский
ДИМИТРИЙ (Муретов Климент Иванович; 1811 - 1883), архиеп. Херсонский и Одесский
ДИМИТРИЙ (Самбикин Дмитрий Иванович; 1839 - 1908), архиеп. Казанский и Свияжский
ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель
ЕВГЕНИЙ (Казанцев Андрей Евфимович; 1778 - 1871), архиеп. Ярославский и Ростовский
ЕВЛАМПИЙ (Пятницкий Петр Никитич; 1794 - 1862), архиеп. Тобольский и Сибирский